«Социально ответственный» бизнес может включиться в работу над повышением явки на президентских выборах, рассказал Znak.com источник, близкий к администрации президента. Агитировать за явку на участки, возможно, будут крупные сетевые структуры, у которых есть много клиентов-физлиц, — банки, ритейлеры, сотовые операторы.
Задача — не убедить избирателей голосовать за Владимира Путина, а поддержать интерес к выборам как таковым.
Агитация за явку, вероятно, станет главной составляющей предвыборной кампании и будет более заметной, чем реклама кандидата № 1 — действующего президента Владимира Путина. Тем более что такая агитация куда меньше ограничена законом: призывать идти на выборы могут любые ответственные лица, представители государства и бизнеса.
Крупный бизнес, конечно, и раньше привлекали к агитации на выборах. Во-первых, предприниматели помогали с наполнением избирательных фондов. Во-вторых, агитация велась в трудовых коллективах — это было особенно эффективно в провинциальных городах, где люди сильнее зависят от работодателей. Теперь же от крупного бизнеса ждут, что он обратится не только к своим сотрудникам, но и к клиентам.
«Не заставить, а напомнить»
При этом людей нельзя принуждать идти на выборы, говорит источник: нужно не заставить, а напомнить.
Речь о пропаганде ответственного гражданского поведения, — говорит он. — Это призыв исполнить свой гражданский долг. Цель — добиться понимания, что не ходить на выборы неприлично»
Среди потенциальных кандидатов в президенты нет радикальных противников Путина, и это дает Кремлю возможность фактически вести агитацию «за любого кандидата». Для легитимности важно, чтобы явка была сравнительно высокой. Поэтому ключевым месседжем кампании становится не «Голосуй за Путина», а «Приди на выборы».
Кремлю важно, чтобы на выборы пришли и противники Путина — у них будет возможность проголосовать, например, за Григория Явлинского или Ксению Собчак.
Чиновники также не должны агитировать за Путина, уверены в команде действующего президента: это лишь вызывает раздражение и приносит больше вреда, чем пользы. Не говоря о том, что закон напрямую запрещает госслужащим агитировать за конкретных кандидатов, используя свое служебное положение.
Атмосфера на участках
Еще один фактор, влияющий на явку, — атмосфера на самих участках, считают в АП. Важно, чтобы там ощущался комфорт, даже в мелочах избирателям было удобно и приятно голосовать. Например, это касается поведения членов участковых комиссий: они должны быть приветливы и доброжелательны.
На участках, кроме того, планируется создавать праздничную атмосферу: украшать их шарами, устраивать праздничные мероприятия, привлекать волонтеров. Как минимум на участках могут пройти выставки детских рисунков. А вот лотерей в день голосования проводиться точно не будет, утверждает источник.
План по явке: не как на думских выборах
«Строгого» плана по явке на выборах нет, утверждают собеседники в АП. Но, например, явку на выборах в Госдуму в Москве в 2016 году (35,2%) там оценивают как плохую.
Еще тревожнее выглядит явка в Москве на последних муниципальных выборах (14,82%).Отсутствие заметной интриги на выборах заставляет Кремль переживать о том, чтобы на участках было больше людей.
«Очевидно, что без крайностей административной мобилизации получить высокую явку можно, только если одна часть общества считает голосование актом патриотизма, воспринимает себя как единую гражданскую нацию, считает выборы гражданским долгом или хотя бы традицией и праздником. А другая уверена, что протестное голосование — это лучший способ донести до власти свое недовольство»,— говорит эксперт.
«C рейтингом президента все понятно: отсутствие конкурирующих партий, сильных лидеров оппозиции, да и самой практики политического оппонирования делают Владимира Путина единственным лидером любых выборов, — говорит политолог Андрей Колядин.
— С явкой сложнее. Явка на выборах — это рейтинг политики в целом. Процент доверия общества к тому, что через выборы можно что-то изменить в стране».
Этот процент снижается год за годом, говорит Колядин, причём не только объективно, но и субъективно.
«Если, к примеру, власть Москвы "сушит явку" и на выборы приходит 13% населения столицы, то странно предполагать, что не пришедшие 87% с уважением отнесутся к выборам в будущем, — считает он. — Задача президентской кампании — сломать тренд тренд на атомизацию общества и падение интереса к выборам», — говорит эксперт.
Самым верным способом вернуть явку он считает возвращение в жизнь общества политики: конкурентных партий, честных выборов, свободы слова и собраний.
«Но такой подход требует политических реформ. И времени. Исходя из того, что нет ни времени, ни желания проводить реформы, решать вопрос явки будут политтехнологическими методами — мобилизацией, созданием позитивной электоральной среды. В том числе и среди оппонентов власти», — поясняет Колядин.