На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Севастополь и синематограф

Каноническая фраза: «важнейшим из искусств для нас является кино и цирк», якобы произнесённая Лениным в присутствии Луначарского, и по сей день является предметом «выяснения отношений» в среде историков об авторстве и времени её произнесения.

Впрочем, совершенно не суть – кто и когда её произнёс. Суть в том, что сказанное – АБСОЛЮТНО верно. Ибо ИМЕННО кино на сегодняшний день является не только искусством, но и самым мощным идеологическим механизмом, фактически формирующим миропонимание тех, кто является системным потребителем кинематографической продукции.

Не обошло стороной кино и Россию, в том числе Севастополь

Более того, наш город явился ПЕРВОЙ съёмочной площадкой ПЕРВОГО в истории кинематографа России СВОЕГО полнометражного художественного (игрового) кинофильма под названием «Оборона Севастополя», посвящённого героическим и трагическим событиям обороны города в 1854-55 гг.

Фильм длится, как сейчас бы сказали, «всего» 38 минут, но эти 38 минут являются началом эпохи отечественного художественного кинематографа.

Причём, что особенно интересно, картина была снята на местах реальных исторических событий севастопольской эпопеи. Значительная часть съёмок проходила на Малаховом кургане, сохранившим к моменту начала съёмок ещё подлинный вид крепости образца 1855 года, и с привлечением расположенных в Севастополе не только войск, кораблей военного флота, но и с помощью Севастопольского музея (нынче Музей истории Черноморского флота), позволившего использовать во время съёмок ценнейшие экспонаты из своих фондов.

Снял этот фильм в 1911 году Александр Алексеевич Ханжонков, по праву считающийся в истории отечественного кино пионером организации кинопромышленности и русского кинематографа.

Затраты на съёмки кинофильма «Оборона Севастополя» были столь велики, что практически опустошили кассу возглавляемого Ханжонковым акционерного общества, реально поставив его под угрозу полного банкротства.

Однако результат был ошеломляющим – фильм «Оборона Севастополя» с огромным успехом демонстрировался по всей России. Все затраты на его съёмку были возмещены, да ещё и со значительной прибылью.

Но этому, как бы сейчас сказали «прокату по России», предшествовал показ фильма в ноябре 1911 года в Ливадийском дворце Императору Николаю II с семьёй и большому числу приглашённых на просмотр лиц.

Волнение Ханжонкова перед началом показа можно понять, но оно было вознаграждено аплодисментами после завершения просмотра.

Так что высочайшее соизволение Его Императорского Величества Государя Императора, в своё время полученное Ханжонковым на начало съёмок фильма – полностью оправдало ожидания Николая II.

Сильнейшее впечатление на собравшихся произвели кадры с действительными участниками севастопольской эпопеи: седые старики и старушки с покрытыми глубокими морщинами лицами, но с молодцеватой выправкой и орденами и медалями на мундирах, из фронтально развёрнутого к камере строя по очереди выходят вперёд, чтобы сделать несколько шагов навстречу киноаппарату и с достоинством поклониться, не только первым зрителям «Обороны Севастополя», но уже и всем последующим потомкам...

И по сей день эти кадры никого не могут оставить равнодушными

Покровительство же над всеми работами по созданию фильма взял на себя Великий князь Александр Михайлович, организатор и устроитель Севастопольского музея.

Впоследствии Ханжонков был награжден орденом Святого Станислава второй степени и получил в качестве подарка золотую булавку с бриллиантами.

8 августа Александру Алексеевичу Ханжонкову исполняется 140 лет со дня рождения. Он прожил сложную и интересную жизнь.

Выходец из казаков войска Донского, потомственный дворянин. После окончания Новочеркасского казачьего юнкерского училища в 1896 году в чине подхорунжего служил в Первом Донском казачьем полку, расквартированном в Москве. Дослужился до чина подъесаула и в 1905 году уволился в запас, посвятив всю свою оставшуюся жизнь кинематографу. Бесспорно, Ханжонков был незаурядным человеком.

В ситуации, когда кино и всё с ним связанное в то время представляли собой некую terra incognita с неоднозначными перспективами, не только в области технического воплощения идей и задумок, но и, прежде всего, финансовыми, всецело подчинить свою жизнь увлечению и поставить на него судьбу – это надо было обладать вызывающими уважение силой воли, смелостью и искренней любовью к синематографу… Можно даже сказать – страстью!

Ханжонков много снимал, как художественные фильмы, но также и документальное, образовательное, этнографическое и, так называемое, видовое кино. Был причастен и к созданию мультфильмов. Начав в 1906 году свою профессиональную деятельность с проката в России зарубежных кинолент, к 1910 году он по праву становится лидером российского кинопроизводства.

Весной 1917 года А. А. Ханжонков в Крыму, в Ялте, организует полноценное кинопроизводство силами своего акционерного общества «Ханжонков и К°».

Для работы над неигровыми фильмами им привлекаются в качестве научных консультантов ведущие российские специалисты из разнообразных областей естествознания, сельского хозяйства, психологии, статистики, медицины и так далее.

В 1920 году Ханжонков покидает Крым вместе с частями барона Врангеля. Но в эмиграции кинематографическая деятельность для него не сложилась по совершенно банальной причине – отсутствие средств.

В 1923 году по предложению акционерного общества «Русфильм» Ханжонков возвращается уже в советскую Россию. В Москве последовательно, после «Русфильма», работает в «Госкино» и «Пролеткино». Но без прежнего успеха и востребованности обществом.

В 1926 году его арестовывают по ложному обвинению в финансовых махинациях, хотя, вскорости, отпускают. Но!.. с категорическим запретом работать в кинематографе.

Ханжонков по состоянию здоровью переезжает сначала в Киев, а затем – в Ялту.

В 1937 г. выходит в свет книга Ханжонкова «Первые годы русской кинематографии», которая фактически становится ценнейшим методическим пособием для студентов ВГИКа.

Во время оккупации Крыма гитлеровцами Ханжонков уже был прикован к инвалидной коляске. Скончался Александр Алексеевич 26 сентября 1945 года, похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.

Ныне в Москве, на Триумфальной площади, его имя носит кинотеатр «Дом Ханжонкова», построенный им же самим в 1913 году. Любопытно, что от закладки первого камня 1 августа 1913 года до открытия – прошло всего 4 месяца.

Увы, но сегодня для широкой общественности, особенно в среде основного кинематографического потребителя – молодёжи, имя родоначальника русского кинематографа А. А. Ханжонкова кануло втуне…

Янушевский Ю. Г.

Обсудить
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх