На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Начало обороны Севастополя

30 октября 1941 года в 16 часов 35 минут 54-я береговая батарея Первого отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского флота произвела залп по мотопехоте и самоходкам противника, колонна которых продвигалась в направлении Севастополя со стороны города Саки.

Командир батареи лейтенант Иван Иванович Заика скомандовал: «Пеленг 42… Дистанция 35 кабельтовых… По вражеской колонне бронетехники… Залп!»

С этого момента начинается отсчёт 250-и дней обороны города.

Обороны, которая массовым героизмом его защитников стала примером для всех будущих поколений нашего Отечества и повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Тяжелейшая обстановка на южном крыле советско-германского фронта в период лета и осени 1942 года, сложившаяся для Красной Армии, в ходе которой гитлеровцы стремились прорваться к Сталинграду, осуществить его захват и, форсировав Волгу, выйти на оперативный простор в направлении дальнейшего движения к нефти Каспия, могла привести к катастрофическим для нашей страны последствиям.

И то, что гитлеровцем не удалось осуществить свои планы, это результат, как подвига отчаянно сражавшихся с врагом наших бойцов в Сталинграде, так и вклада в будущую Победу 1945 года героических защитников Севастополя.

11 немецкая армия, одна из самых подготовленных и боеспособных армий вермахта, чьё появление в излучине Дона в летних боях 1942 года могло склонить чашу весов в сторону Германии, была скована боями и методично перемалывалась на подступах к Севастополю.

Более того, кроме собственно частей 11-й армии, более 30% ВСЕЙ бомбардировочной авиации немецкой группы армий «Юг» было задействовано под Севастополем.

Тяжёлая германская артиллерия калибров от 280 до 610 мм, имевшая возможность более чем серьёзно повлиять на результат битвы за Сталинград, фактически почти вся – около 70% всех стволов – также находилась под Севастополем.

И всё это с соответствующим расходом боезапаса, выработки моторесурса двигателей самолётов и износа орудийных стволов в ходе боевых действий против защитников города.

Поэтому без всякого преувеличения можно сказать, что ИМЕННО оборона Севастополя, оттянувшая на себя значительные силы немецкий группы армий «Юг», не позволила этой группировке осуществить все намеченные планы и внесла значительный вклад в последующий зимний разгром фашистов под Сталинградом, предопределила перелом в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны.

Начало этому будущему разгрому гитлеровцев положил, в том числе, и залп 54-й береговой батареи.

Четырёхорудийная 102 мм батарея дислоцировалась на берегу моря возле нынешнего посёлка Николаевка.

 

Батарея была открытого типа, орудия располагались на деревянных площадках. Гарнизон батареи количественно составлял около 120 человек. Командовал батареей 23-х летний лейтенант Иван Иванович Заика, выпускник в 1940 году Севастопольского училище береговой обороны им. ЛКСМУ (Ленинского коммунистического союза молодёжи Украины).

 Командир 54 береговой батареи Иван Иванович Заика

Задачей батареи была противодесантная оборона морского побережья.

В строительстве батареи и оборудовании позиций приняли участие не только сами артиллеристы, но и жители окрестных сел: Николаевки, Фрунзе, Михайловки, Дорт-Култ(нынче Раздолье)…

Часть этих жителей потом возьмут в руки оружие и присоединятся к артиллеристам батареи, около 100 человек. Позже присоединяться артиллеристам и около 50 бойцов из отступающих частей армии и флота, вышедших с оружием в руках в расположение батареи.

Батарея дралась с врагом 4-е дня, своим огнём сорвав попытку гитлеровцев сходу прорваться на Северную строну города.

Первым огневым налётом по колонне врага, израсходовав 62 снаряда, гитлеровцам был нанесён значительный урон: уничтожено несколько бронемашин и цистерн с горючим.

В 16 часов 58 минут батарея вновь открыла огонь по пехоте противника.

Что явилось для них полной неожиданностью, так как батарея было окончательно организованна перед самым началом начала боёв за Крым. Строительство началось в августе 1941 года и немцы не знали о её существовании.

Очень грамотно была создана сухопутная оборона вокруг батареи, в том числе и противотанковая. Она представляла собой сочетание глубоких индивидуальных ячеек в три кольца, расположенных в шахматном порядке. Все боевые посты были отлично замаскированы с помощью рыбацких сетей, которыми с батарейцами поделились местные жители. Позиции батареи были обнесены в два ряда колючей проволокой.

От десанта с моря батарею прикрывали два пулемётных ДЗОТа, а от налётов авиации две счетверённых установки пулемётов «Максим».

Двумя километрами севернее была оборудована позиция ложной батареи. Дальности стрельбы батареи составляла до 20 километров.

На следующий день, 31 октября 1942 года, по данным, получаемый с корректировочных постов, вели огонь по скоплениям противнику у деревень Булганак (сейчас это село Кольчугино, Симферопольский район), Ивановка, Контуган (село Тепловка, Симферопольский район) израсходовав 116 снарядов.

По скоплению бронетехники врага снова у деревни Контуган было выпущено 207 снарядов.

Гитлеровцы несли ощутимые потери в личном составе и технике. На батарею был произведён мощный артналёт, погибло 20 человек.

1 ноября батарея провела 7 стрельб по колоннам бронетехники и скоплению немецких войск у деревни Дорт-Куль (село Раздолье, Симферопольский район) израсходовав 230 снарядов.

Немцы навели на батарею авиацию – её открытые позиции подверглись налёту 8-и пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс-87».

На батарею был обрушен огонь всех средств наступающего противника.

Имевшая место немного раньше, с 31 октября на 1 ноября, попытка эвакуации личного состава батареи морем не увенчалась успехом.

А к утру 2 ноября батарея была полностью окружена противником. По позициям батареи открыла огонь тяжёлая немецкая артиллерия, калибрами более 100 мм.

В начале дня было потеряно общее командование батареей, каждое орудие вело огонь самостоятельно.

Противнику удалось частично прорваться на батарею, где начались ожесточённые рукопашные схватки. Враг был отброшен. Положение стало критическим.

В 15.50 командир батареи Заика приказал уничтожить документы, все приборы боевой рубки и Центрального поста.

В 16.40 Заика доложил командованию дивизиона открытым текстом: «Противник находится на огневой позиции батареи, помогите авиацией!».

В 17.00 началась новая атака немцев. Но наша авиация не могла помочь, так как на позициях батареи опять шёл рукопашный бой.

В архивах сохранилось письмо, датированное 28.04.1989 года. Написал его бывший лётчик 2-й эскадрильи 18 штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота Алексей Фёдорович Борисов. Оно было направлено в музей бойцов 54-й батареи, который создавался при средней школе посёлка Николаевка.

В том письме, в частности, указано следующее: «2 ноября 1941 года наша 2-я эскадрилья получила задание штурмовым ударом по врагу поддержать в Николаевке 54 батарею. Когда мы на самолётах появились над 54 батареей, то увидели с воздуха рукопашный бой батарейцев с фашистами и командир нашей эскадрильи решил не бомбить и не стрелять из пушек и пулемётов по врагу. Так как при рукопашных боях будет убито и много наших батарейцев. Поэтому мы начали бомбить и стрелять из пушек и пулемётов по вражеским войскам, двигавшимся по дороге от села Ивановка к Симферополю».

В 17.45 с батареи была послана последняя радиограмма: «Связь кончаю! Батарея атакована и окружена. Прощайте!».

Прощайте…

А ведь за этим изложением тех событий, отстранённых от нас многими десятилетиями и потому, как бы, теряющих остроту сопереживания: боль и кровь, ярость боя и стремление победить, верность присяге и долгу, понимание умом, но не сердцем, того, что, скорее всего, придётся погибнуть… И сотни оттенков других чувств и эмоций у тех юношей и девушек, которым в массе своей было немногим более 20-и лет, а то и 18 или 19, и которые дрались до последнего 4 первых дня обороны Севастополя на 54 береговой батарее. Они были молоды. Они хотели жить и быть счастливыми в жизни. И они ушли в вечность молодыми, но не побеждёнными.

В 18.00 батарея была полностью захвачена противником. Последний очаг сопротивления оставался в боевой рубке, недалеко от первого орудия.

К истекающей кровью батарее смогли подойти тральщик «Искатель», сторожевые катера СКА № 31 и СКА № 061. Командир батареи Заика приказал всем спуститься под обрыв, сначала грузить раненых, потом всем остальным. В группе прикрытия остался сам командир Заика, политрук Муляр, лейтенанты Яковлев и Лавров и еще 12 человек.

На катера были доставлены 27 артиллеристов. Все, и те, кого погрузили на катера, и те, кто остался прикрывать отход товарищей, были ранены в разной степени сложности и контужены.

И на память приходят хрестоматийно известные строки: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».

Но, нет – из людей не надо делать гвозди.

Просто нашей сегодняшней и во многом комфортной жизнью мы ОБЯЗАНЫ им, защитникам Севастополя, чьё мужество было крепче и сильнее стали. И это не избитая фраза, которую многие уже воспринимают в качестве «дежурной» по отношению к Великой Отечественной войне. Нет, это – факт. Они действительно были духовно очень сильными людьми, не смотря на молодость…

Мемориал 54-й береговой батареи

Так окончился личного состава 54-й береговой батареи…

За 4 дня батарея уничтожила 15 единиц бронетехники, около 100 автомашин, 2 орудия, 2 тягача, 1 склад, около 700 человек живой силы противника.

«Батарея № 54 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота, весь ее личный состав, в числе которого были три женщины-патриотки, войдет в историю нашей борьбы, как символ нашего мужества, славы и непобедимости». Из приказа вице-адмирала Ф.С.Октябрьского, командующего ЧФ, № 16 от 11.03.1942 г.

Среди этих женщин была и жена командира батареи Валентина Герасимовна Заика (в девичестве Хохлова), выпускница Феодосийского медицинского техникума. Четыре дня под непрекращающимися обстрелами она боролась за жизнь раненых в крошечной землянке: и хирург, и медсестра, и санитарка в одном лице…

Иван Иванович Заика, после того, как катера с батарейцами отошли от берега, смог с оставшейся горсткой бойцов, среди которых была и его жена, помогавшая грузить раненых в шлюпки и не пожелавшая занять место раненного, прорваться и уйти из расположения уничтоженной батареи.

Они добрались до крымских партизан и воевали в их рядах до освобождения Крыма.

А ведь одно время И.И.Заику считали погибшим, когда он прикрывал отход раненных батарейцев. Эта версия попала даже в книги!

Так, спасённые 2 ноября и доставленные в Севастополь бойцы 54 батареи в своих сообщениях командованию о боевых действиях батареи писали: «Возможно, он жив и продолжает упорную борьбу с врагом за родину, за погибших в товарищей, а если погиб, мы всегда будем чтить светлую память о тебе, лейтенант Заика!».

Иван Иванович, попав к партизанам вместе с женой, сначала сражался как рядовой боец. Позже был выдвинут на должность начальника штаба отряда. А, вскорости, назначен командиром 10-о отряда 2-й бригады восточного соединения партизан Крыма.

После освобождения Крыма вновь служил на флоте, а после демобилизации переехал в Кременчуг, город, где он родился.

Иван Иванович и Валентина Герасимовна Заики

11 мая 2004 года И.И.Заике было присвоено звание Почётного Гражданина города Севастополя.

Умер Иван Иванович Заика 3 января 2009 г. Со всеми воинскими почестями похоронен в Кременчуге.

О таких, как И.И.Заика и бойцы его батареи написал поэт-фронтовик Григорий Поженян: 

«…В моих ушах,

контуженных войной,

не гул, не звон,

а чей-то позывной –

В моих ногах –

осколки прежних лет.

Они со мной

покинут этот свет,

и вместе с ними

выйдут из огня

тот, кто стрелял

и тот, кто спас меня…».

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх