На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Доктор медицинских наук о севастопольском здравоохранении и вариантах его развития

 

Уважаемые читатели, 17 мая на "ИНФОРМЕРе" была размещена информация о заключении долгосрочного соглашения о сотрудничестве Союза строителей Севастополя и Филиала МГУ по вопросам охраны здоровья. Это тема для севастопольцев в свете проблем со здравоохранением в городе-герое крайне актуальна. В информации также упоминалось, что "инициатива обращения внимания на проблемы охраны здоровья работающего населения города принадлежит руководителю научно-методического центра Экологии и оздоровления человека филиала МГУ, доктору медицинских наук, профессору и врачу-реабилитологу Аркадию Медведеву, который недавно приехал в Севастополь на постоянное местожительство из Белоруссии". В редакцию стали поступать просьбы дать более расширенную информацию по этому вопросу. Обращающиеся интересовались и тем, что в рамках реализации образовательного проекта Ломоносов-парк, который включен в стратегию развития города, в Университете будет создан научно-образовательный медико-биологический кластер Экологии человека и реабилитационно-оздоровительной медицины.

Нам показалось интересным познакомиться с профессором Аркадием Спартаковичем Медведевым и узнать подробности этого немаловажного для Севастополя начинания. Кроме того, нам также показалось интересным узнать мнение высококвалифицированного специалиста о нашей городской медицине, особенно в сравнении со здравоохранением в Республики Беларусь, в которой, как считается, высокие жизненные стандарты. Последнее время проблемы здравоохранения города обсуждают и чиновники правительства, и депутаты, и сами медики, да и простые жители города, предлагая свои рецепты исправления ситуации.

"Информер": Здравствуйте, Аркадий Спартакович, расскажите, пожалуйста, о себе. 

А.С.Медведев: Здравствуйте, уважаемые читатели портала "Информер". Я польщен таким вниманием к своей скромной персоне. Немного о себе. Я – гражданин России. Сибиряк. Все свои звания получил в родном для меня городе Новосибирске, где был директором Сибирского НИИ профилактической медицины РАЕН, заведовал кафедрой реабилитологии в медуниверситете. Пятнадцать лет назад получил приглашение от Правительства Республики Беларусь приехать на работу в Минск. Со всей семьей туда перебрался, где преподавал ВУЗах, работал заместителем директора Института физиологии Национальной академии наук Республики Беларусь, руководил Республиканским центром наркологического мониторинга и превентологии Министерства здравоохранения. А вот теперь решил вернуться на Родину.

"Информер"Почему решили выбрать для постоянного местожительства именно Севастополь? 

А.С.Медведев: Давно и хорошо знаю Севастополь, его прекрасных горожан и славные традиции. В последние годы часто бывал здесь. Кроме того, мне кажется, в свете сложившихся условий Севастополь вполне может стать одним из самых динамично развивающихся центров юга России. Полагаю, что федеральный статус, наличие базы ЧФ РФ и молодой амбициозный губернатор вполне могут сделать со временем город процветающим во всех отношениях.

"Информер"Вы следите за общественной дискуссией по проблемам городского здравоохранения. Поделитесь мнением об уровне медицинской помощи в Севастополе?

А.С.Медведев: Наверное, разочарую многих читателей с высокими критическим потенциалом тем, что скажу, что городское здравоохранение не такое уж и плохое. Все познается в сравнении. Уровень городского здравоохранения вполне сопоставим с уровнем медицинского обслуживания во многих регионах России. Другое дело, что на протяжении последних 25 лет в отрасль не вкладывали средств, поэтому инфраструктура доведена до предела. Во многом это и есть глубинная причина кажущегося бардака. Вижу, что власти стараются, но такие проблемы не решить в течение нескольких месяцев. 

Если говорить серьезно, проблемы городского здравоохранения - не следствие нерадивости того или иного чиновника, а вопросы системного уровня. Посмотрите, ведь все и по всей стране говорят о реформе медицинской отрасли. 

"Информер"Интересно, услышать о проблемах здравоохранения. Расскажите о них. 

А.С.Медведев: Вы готовы слушать, так как их одним предложением не опишешь?

Проблемы нашего здравоохранения, исходя из моего почти 40-летнего опыта работы в отрасли (от врача скорой помощи до директора полифункциональной клиники-института) и результатов реформы здравоохранения в Республике Беларусь, которые мне также хорошо известны, проистекают из следующих обстоятельств:

1. Низкая социально-экономическая эффективность однозначно обусловлена структурно-организационной схемой отрасли, основные концептуальные подходы которой были сформированы в 30-50 годах 20-го столетия в рамках другого социально-экономического уклада (несмотря на страховую медицину). 

Россия уже более 25 лет живет в условиях рыночной экономики, основной принцип которой: конкуренция - механизм повышения эффективности. Но конкуренция отсутствует там, где есть монополизм. А мы имеем типичный ведомственный монополизм Минздрава. В условиях тотальной нищеты населения частная медицина не может решить главные проблемы общественного здравоохранения. Отсюда, отсутствие глубокой мотивации медиков в качестве результатов своего труда, организационные проблемы и, как следствие, низкая эффективность. Медицинская услуга точно такая же экономическая категория, ничем не отличающаяся от других на рынке услуг. Не может большая часть общества и экономики в стране функционировать по одним экономическим законам, а социальная сфера – по другим.

2. Учреждения здравоохранения, нацеленные, прежде всего, на оказание помощи больным людям, не решают задачу именно сохранения здоровья и улучшения его качества. Ситуацию можно сравнить с тонущим кораблем, на котором команда, вместо того чтобы заделывать пробоину, пытается установить все более мощный насос для откачки заливающей воды. Совмещение функций охраны здоровья и оказания лечебно-диагностической помощи больным в одной организационной структуре крайне неэффективно, так как больной человек не абсолютно идентичен здоровому. Но в российском здравоохранении охрану здоровья и профилактику болезней пытаются поручить тому врачу, которого учили и "натаскивали" на распознавание болезней и их лечение. Больной и здоровый требуют совершенно качественно разных медико-биологических подходов и медицинских технологий, следовательно, разной подготовки медицинских специалистов.

3. Решение задачи восстановления и сохранения здоровья – результат не столько специальных медицинских, сколько, в большей степени, постоянных медико-социальных мероприятий. Опыт последних лет убедительно показал: надежда на то, что проблему сохранения здоровья населения можно решить только силами учреждений Министерства здравоохранения, несостоятельна. На фоне отсутствия у населения привычки обращения к врачу (если не чувствуешь себя больным) за консультативной медико-профилактической помощью, в стране отсутствуют организационные структуры, приближенные к человеку, максимально адаптированные к задачам сохранения здоровья и профессионально организационно-методически готовые к массовой работе по охране здоровья. На сегодняшний день в стране не существует эффективного, единого и комплексного подхода в деле медико-профилактического обеспечения населения.

4. Следует особо упомянуть еще об одном факторе, серьезно влияющем на состояние дел с охраной здоровья населения - низкий уровень развития культуры здоровья у большей части населения и сохраняющееся в обществе потребительское отношение к здоровью. И эту проблему решить только мерами пропаганды здорового образа жизни вряд ли удастся без формирования мощных и эффективных финансово-административных рычагов принуждения людей к здоровью.

Исходя из всего вышесказанного, напрашивается неизбежный вывод, что вся система российского здравоохранения в условиях поиска максимальной экономической эффективности требует перестройки, изменения приоритетов в своей деятельности, новых организационно-методологических и технологических подходов. Причем особенно важно добиться этого без привлечения дополнительного финансирования, только за счет рационального использования уже имеющихся ресурсов. Зарубежный опыт показывает и всю бесперспективность прямой финансовой накачки медицины как отрасли оказания лечебной помощи. Так, США тратят на здравоохранение 17% ВНП, 15% федерального бюджета и 20% бюджета штатов, однако показатели заболеваемости и качества здоровья постоянно ухудшаются. Между тем, общеизвестно, что на 1 рубль, вложенный в профилактику заболевания и эффективную реабилитацию, приходится 5-7 рублей, потраченных на проведение лечения.

Для решения обозначенных проблем можно было бы предложить модифицировать структурно-организационную схему по видам государственной медико-социальной работы с населением. Ожидание высокой эффективности предлагаемых к реализации мероприятий основано на международном опыте внедрения профилактических программ, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

"Информер"Вы обращались со своими предложениями в Правительство и Законодательное Собрание Севастополя?

А.С.Медведев: Да, обращался. Меня вежливо выслушали и совершенно правильно констатировали, что для того, чтобы реализовать такие предложения, надо поменять несколько федеральных законов. Причем не только в здравоохранении. А для этой большой и серьезной работы нужно привлекать полтора десятка юристов. И это совершенно правильный вывод, с ним трудно не согласиться.

"Информер":  Ничего нельзя сделать?

А.С.Медведев:  Можно. Для этого нужно "пробить" разрешение на реализацию на территории Севастополя пилотного проекта новой модели системы здравоохранения. Именно наш город ввиду своего статуса и относительной "немноголюдности" идеально подходит для этого. Но это сложное и хлопотное дело. Для этого нужна политическая воля, именно политическая воля. Кстати, если позволите, я в порядке лирического отступления выскажу свое, сугубо свое мнение. 

Сегодняшняя существующая в стране структура управления и схема принятия решений далека от эффективной. Об этом все уже говорят вслух (петербургский экономический форум). Вы знаете, я врач, профессор физиологии и патофизиологи. Хорошо знаю, как устроена и каким образом функционирует система управления биологического организма. За миллионы лет эволюции мать-природа отработала наиболее эффективную структуру управления и наработала тысячи оптимальных вариантов принятия решения. Меня всегда изумляет как наши управленческие структуры бьются в поиске наиболее оптимальных организационных решений, когда они давно известны в биологической жизни. 

Мне не понятно почему во властных элитах нашей страны нет или почти нет людей, хорошо знающих биологическую природу человека и хорошо представляющих какими организационными механизмами управляется наш организм. Есть все: капитаны производства, управленцы, разведчики, артисты, экономисты, юристы, даже их дети, но почти нет врачей, ученых-биологов, которые знают каким образом управляется главный объект общественного регулирования - человек.

"Информер"Ну, а если вернуться к севастопольскому здравоохранению. Что? Опять эксперимент? Все ломать? Люди устали от бардака, сколько можно!

А.С.Медведев:  Совершенно с Вами согласен. Как свидетельствует опыт той же биологической эволюции, ничего ломать не надо. Надо строить рядом, на чистом месте, тихонько, абсолютно новое. И жизнь сама отберет наиболее эффективное, а менее эффективное – тихо умрет без потрясений и людских трагедий.

"Информер": Ну, хорошо! Но почему за Ваши предложения не ухватились?

А.С.Медведев: Вообще-то это очень серьезный вопрос. Если хотите, краеугольный вопрос развития всей нашей страны. Ну, во-первых, нашим чиновникам некогда. Они, в стремлении к максимальной управленческой эффективности (что похвально), пишут планы, а потом пишут отчеты по их реализации, проводят многочисленные совещания по поиску путей оптимизации реализации принятых решений. И от этого никуда не денешься – тотальный контроль. Так запрограммирована система: по этим отчетам оценивают чиновника работу и платят им зарплату. Правда, часто результаты оказываются только на бумаге. Но кто об этом вспомнит потом?

Позвольте пример. Систему реорганизации здравоохранения страны мы предлагали Правительству России еще вначале 2000 годов. У меня до сих пор сохранились письма от министров, замминистров и даже Президентов с безусловным одобрением предлагаемых преобразований и уверениями: вы зря волнуетесь, мы это все запланировали и обязательно будем делать. Где теперь те министры, даже имена их стерлись из памяти. А воз и ныне там. 

Может, как говорил классик, что-то в консерватории подправить? Жизнь мудрее наших чиновников. Она порой совершает такие кульбиты, что они не укладываются ни в какие долгосрочные планы. Когда к чиновнику приходит такой чудак-профессор, который, с его точки зрения, не представляет, каким образом управляется страна и предлагает что-то другое. Что остается делать? Бросить планы и кинуться реализовывать сторонние фантазии? Мало того, что этому будут сопротивляться твои же коллеги, а если не получится, кому ответ держать? А если даже получится, вряд ли за это зарплату прибавят или орден дадут. 

Вы поставьте себя на место госслужащего. Не надо думать, что наши чиновники сплошь неумные и не болеющие за дело люди. Просто каждый нормальный человек всегда любое предложение рассматривает через призму личных, а не только общественных интересов (это биологический закон выживания). Мое глубокое убеждение, вынесенное опять же из опыта биологической жизни, нельзя исполнительной власти поручать разрабатывать реформы. Это все равно, как поручать хирургу делать операцию себе. 

Кстати, все прорывные реформы в нашей стране на протяжении ее истории и были, как правило, результатом политической воли: космос, атомная отрасль и т.д. Мировой опыт убедительно доказывает: именно носители политической власти и воли в рамках принятой стратегии (Петр Первый, Сталин, Ден Сяопин, Ли Куан Ю) находили талантливых креативных людей, которые под их руководством осуществляли переворот в той или иной отрасли и выводили страну на новые высоты. Сейчас это называется проектное управление (метод управления масштабными задачами в условиях временных и ресурсных ограничений для достижения заявленных результатов и поставленных стратегических целей).

"Информер": Кто в Севастополе носитель такой политической воли? Что нам, горожанам, ждать?

А.С.Медведев:  Безусловно, губернатор, особенно выбранный населением. Кстати, наиболее успешные в нашей стране губернаторы именно через такие эксперименты вытаскивали свои субъекты на передовые позиции. А нам, гражданам, следует запастись терпением и не унывать. Как говорят на Востоке, все равно арба катится по нужной дороге. Так, например, создание медико-биологического кластера в нашем филиале и есть шажок в нелегком деле реформы здравоохранения. Укрепить здоровье людей и не позволить им заболеть – это главный и безусловно стратегический приоритет здравоохранения на все времена и для всех народов.

"Информер"Коль мы перешли к обсуждению таких глобальных проблем, хотелось бы узнать ваше мнение о стратегии развития города, которую сейчас так горячо обсуждают севастопольцы?

А.С.Медведев: Могу высказать лишь сугубо свое, наверное, не очень квалифицированное мнение. Городу, вероятно, придется все же сделать нелегкий выбор: либо выбрать путь развития города-курорта, либо попытаться стать научно-инновационным, образовательным центром юга России, главным делом которого станет разработка и экспорт новых инновационных технологий. Крах глобализации неизбежно приведет к появлению нескольких региональных супердержав, одной и точек трения и взаимодействия которых (причем не обязательно только военного) будут моря и океаны. В этих условиях судостроение, военный, торговый, пассажирский флот и портовое хозяйство приобретают для страны первостепенное значение. Вы посмотрите какими темпами идет освоение Северного морского пути. Поэтому создание новых преимущественно флотских технологий может сделать Севастополь действительно мировым центром юга России.

"Информер": Почему нельзя совмещать два направления?

А.С.Медведев: Можно, но трудно. Научно-инновационный, образовательный центр – это, прежде всего, креативные люди с идеями и высоким реализационным потенциалом. Для приезда таких специалистов нужно создать условия. Весь мир сейчас охотится за "мозгами". А у нас жилье стоит как в Москве, аренда жилья зашкаливает, дороговизна всего, масса нерешенных бытовых и экологических проблем. И эпизодическое сезонное увеличение населения чуть ли в два раза вряд ли поможет решить их успешно.

"Информер": Как же быть тем людям, которые, не имея средств к существованию, кроме пенсии, сезонно сдают жилье?

А.С.Медведев: При грамотной управленческой политике и этот вопрос можно решить. Так, например, въездной исторический туризм - организованные тургруппы на 2-5 дней; медицинский туризм - реабилитационно-оздоровительное программы в клиниках и больницах города с проживанием в квартирах по договорному найму (курсовки), образование (проживание обучающихся) и т.д. Но в любом случае город должен преобразиться, чтобы стать привлекательным. Кроме того, это и дополнительная работа для наших горожан преклонного возраста, чей опыт и знания в интеллектуально-инновационной парадигме могут быть вполне востребованы.

Ну, что же, позвольте поблагодарить Вас за столь содержательное интервью. Вполне возможно оно станет поводом для широкого обсуждения поднятых проблем. Мы ждем откликов от наших читателей, а также, наблюдая за тем, как Вас интересуют многие отрасли жизни, надеемся на очередную встречу. 

Обсудить
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх