В 1919 году еврейский комиссариат при Наркомате национальностей предложил Ленину основать в Крыму еврейскую автономию. Владимир Ильич эту идею не принял. Он был не против автономии как таковой, но предложил подыскать для нее другое место.
Тогда в Крыму проживало около 50 тысяч евреев, а к 1936 году туда переехало уже 300 тысяч представителей этого народа. Против такого резкого наплыва чужаков выступили крымские татары, которые часто вступали в конфликты с переселенцами
Вопрос создания в Крыму еврейской автономии поднимался и позже, но Сталин был категорически против. Он был сторонником создания евреями государства на своей исторической родине – Ближнем Востоке. Он поддержал идею создания Израиля, а Советский Союз стал первой страной, признавшей его официально.
В начале 1941 г. еврейское население Крыма составляло около 70 тысяч человек, подавляющее большинство которых проживало в больших городах. Число евреев в 86 еврейских колхозах едва ли превышало 17 тысяч человек.
До занятия Крыма немецкими войсками (октябрь 1941 г.) многим его жителям удалось эвакуироваться, в том числе большинству евреев Симферополя и, позднее, Севастополя, а также значительной части евреев Керчи, Феодосии и Ялты
Большинство евреев Евпатории, Карасу-Базара и многих еврейских колхозов не смогли эвакуироваться. Так как Крым находился в зоне военных действий, уничтожение евреев здесь проводилось ускоренными темпами.
После занятия местности германскими войсками проводилась регистрация евреев, кратковременное (не более двух–трех недель) заключение их в тюрьмы или гетто и наконец — массовое уничтожение. В ноябре–декабре 1941 г. были расстреляны евреи Евпатории (603 человека), Керчи и Феодосии (около девяти с половиной тысяч), Симферополя (14 тысяч). Всего в Симферополе и окрестностях в 1941–42 гг. было уничтожено 23325 евреев. 18 декабря 1941 г., после краткого заключения в гетто (около двух недель), были уничтожены евреи Ялты (около полутора тысяч).
Я не верю, что немцы будут расстреливать евреев... Готовят по отношению к евреям какие-то репрессии, вернее всего, поголовную высылку из города куда-нибудь на Украину, в концлагеря», — записал 7 декабря в свой дневник, который хранится теперь в Госархиве Республики Крым, симферополец Хрисанф Лашкевич
После изгнания немцев (апрель–май 1944 г.) в Крыму произошли глубокие демографические, административные и политические изменения. В мае 1944 г. из Крыма были выселены татары; в Крым возвратились евреи, эвакуированные в начале войны, в том числе члены еврейских колхозов. Численность еврейских колхозников достигла 600 семей.
В июне 1945 г. Крым был превращен в область, а в августе подавляющее большинство еврейских колхозов и поселков были переименованы: Фрайдорф — в Новоселовское, Лариндорф — в Первомайское, Майфельд — в Майское и т. д.Вернувшиеся из эвакуации евреи поселились в двадцати колхозах, но лишь в одном из них они составляли большинство. Власти, считавшиеся с антиеврейскими настроениями местного населения, побуждали евреев к переселению в Биробиджан, куда в декабре 1947 г. отбыл эшелон с 252 еврейскими семьями из разных районов Крыма. Удаление из Крыма почти половины еврейского земледельческого населения привело к фактической ликвидации еврейского сельскохозяйственного центра в Крыму.
По переписи 1959 г., в Крыму насчитывалось 26 374 еврея (2,2% общего населения Крыма), из них в Симферополе проживало около 11 200, в Севастополе — 3116. Более десяти процентов евреев (2675 человек) проживало в сельской местности. Председатель колхоза «Дружба народов» (Красногвардейский район) И. Егудин (родился в 1915 г.) был в 1960–70 гг. депутатом Верховного Совета Украинской ССР
В 1990-х гг. — начале 2000-х гг. в Крыму происходило возрождение еврейской жизни. В различных городах Крыма создавались еврейские общины, объединявшиеся в Ассоциацию еврейских организаций и общин Крыма. Открывались филиалы международных еврейских организаций: Еврейского агентства, Джойнта. Стали выходить периодические издания: ежемесячник «Рассвет» с марта 1997 г., под редакцией Б. Гельмана (Севастополь); ежемесячник «Ма нишма» — орган Еврейского агентства в Крыму с 2001 г. (Симферополь).
Функционируют благотворительные организации: «Хесед-Шахар» в Севастополе, Симферополе. Функционируют еврейские воскресные школы, еврейские музыкальные ансамбли — «Шалом» (Евпатория), «Хаверим» (Симферополь), молодежные клубы. Еврейским общинам возвращают здания бывших синагог. Так, в 1993 г. еврейской общине Евпатории было возвращено здание бывшей Ремесленной синагоги. В 1992 г. в Евпатории действовал международный еврейский молодежный лагерь «Эзра». В октябре 2002 г. в пансионате «Прибрежный» проводила занятия Крымская школа по иудаике.
30 октября 2002 г. на 11-м километре Феодосийского шоссе, на месте массового расстрела евреев 11–13 декабря 1941 г., был открыт памятник.
Еврейская община по-разному отреагировала на последние события, приведшие к вхождению Крыма в состав России. Евреи принимали активное участие в деятельности практически всех политических партий Крыма – от правящей «Партии регионов» до оппозиционного «БЮТ».
Но несмотря на то, что Израиль и США связывают тесные союзнические отношения, израильская позиция по Крыму не такая жесткая, как американская. Тель-Авив сохраняет нейтральную позицию до тех пор, пока Россия и Украина не придут к общему мнению о принадлежности полуострова. Израиль не реагирует на призывы Украины осудить Россию и демонстрирует твердость своей позицииА что касается возможной репатриации евреев в Крым, решение еще не принято, вопрос остается открытым. Израиль готов не только переселить на полуостров евреев-крымчан, но и вложить средства в улучшение крымской инфраструктуры, которые совсем не будут лишними.
Если учесть, что Трамп и его нынешняя администрация прислушиваются к мнению Израиля, то такое переселение способно изменить точку зрения Запада на крымский вопрос. Не исключено, что США в таком случае признают полуостров российским. А вслед за Америкой это наверняка сделают европейские страны и другие союзники США.
Таким образом, вопрос еврейских переселенцев в Крым не такой и простой, как может показаться с первого взгляда. И принятие решения по нему требует тщательной проработки