На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Как восстанавливали «Вертолётку» в Севастополе? (часть 2)

Экс-руководитель севастопольской "Вертолётки" П. Ф. Воронин
 

«Изучая послужные списки каждого руководителя нашего предприятия, видно, с какой тщательностью и ответственностью раньше осуществлялся подбор руководителей военных авиаремонтных предприятий. Ведь ответственность, которую они несли, была двойной: и как командира воинской части, и как директора сложного, многопрофильного производства.

Перечислю лишь основные направления, за которые был в ответе руководитель «Вертолётки». Прежде всего, безусловное выполнение плана по ремонту военной техники в мирное время. Далее, подготовка ремонтных бригад и материального резерва для выполнения боевых задач в особый период, с выездом в войска. При этом, обязательными и контролируемыми были все другие задачи: безопасность производства и полётов; содержание и обновление основных фондов; уплата всех видов налогов и сборов; выплата заработной платы и многое-многое другое.

На момент моего прибытия на Севастопольский авиаремонтный завод, задолженность по зарплате работникам (а коллектив завода тогда насчитывал 840 человек) составляла более 6 месяцев. Тем не менее, я получил в управление слаженный, технически грамотный, надёжный коллектив, и, как показала дальнейшая работа, способный выполнить все, повторю, все возможные и, казалось, невозможные задачи по ремонту и  модернизации боевой техники.

Не вина коллектива была в том, что в стране сложилась такая политическая и экономическая обстановка. Шёл раздел Черноморского флота, финансирование ремонта военной техники было резко ограничено, а на заводской площадке стояло 20 вертолётов на различных стадиях ремонта, не подтверждённого финансированием. На ходу пришлось принимать экстренные, порой, даже жёсткие меры. И через полгода предприятие вышло из кризиса и выработало долгосрочную программу по функционированию в сложившихся условиях. Что же мы сделали за этот короткий срок?

Во-первых, почти на 80% сократили ремонт вертолётов для Вооружённых Сил Украины, для того чтобы перенацелить ресурсы (материалы, запасные части) на выпуск другой продукции, подтверждённой финансированием. Так, было принято решение о запуске в ремонт вертолётов Ка-25 для ВМФ Индии и вертолётов Ми-14 – для Вооружённых Сил Сирии.

Во-вторых, мы расширили объём работ по «гражданской» или уже коммерческой тематике. Был заключён договор на ремонт и модернизацию вертолётов Ми-8 и Ми-8МТВ с ГП «Универсал-АВИА» (г.Симферополь). Кроме того, была разработана конверсионная программа по переоборудованию вертолётов Ми-14 в пассажирский, грузовой и пожарный варианты, включая их сертификацию.

Основным направлением работы предприятия, начиная с 1997 года, и в последующем, была выбрана оптимизация производства в реальных условиях и безусловное выполнение тех заказов, которые оплачиваются. В связи с этим произошли кадровые изменения. Заместителем директора предприятия по производству был назначен начальник цеха № 15 Валентин Алексеевич Моторный – один из самых авторитетных руководителей САП. На должность заместителя директора по внешнеэкономической деятельности пришёл Юрий Петрович Бережной. Трудно оценить ту пользу для завода (заказов, а в итоге – денег), которую принесли данные руководители. Именно им удалось наладить связи с ключевыми заказчиками: «Росвооружением» и «Укрспецэкспортом».

Однако перспективы поступления вертолётов Ка-25 на ремонт были ограничены 5-7 годами. Требовалось и дальше расширять объёмы заказов. И вот, с 1998 года предприятие приступает к освоению ремонта вертолёта Ка-27, причём, самостоятельно, без наличия бюджетного финансирования и ремонтного фонда! Эта гигантская задача многим тогда казалась невыполнимой. Почему?

Во-первых, КБ и завод-изготовитель находились в России, а мы – ремонтники – на Украине. Во-вторых, необходимой документации практически не было. В-третьих, требовалось переучивать личный состав завода на фактически новую технику.

Но мы справились! Завод сработал, как чётко слаженный механизм. Сложно, да и незачем описывать, как мы добывали стенды, документацию, материалы, запасные части… Законно-незаконно, но был заключён договор с КБ Камова. Они проверили нашу готовность, и, в итоге, в 1999 году появился документ «о готовности предприятия к ремонту вертолёта Ка-27 в полном объёме».

А ремонт «в полном объёме» включал: ремонт планера и систем вертолёта; ремонт радиоэлектронного и радиотехнического оборудования; ремонт авиационного оборудования; ремонт колонки несущего винта и ремонт авиационного вооружения.

Забегая вперед, отмечу, что этот задел, осуществленный на рубеже веков, позволил заводу заключить два крупных международных контракта по ремонту вертолётов Ка-28 с ВМФ Индии, а затем – с ВМФ Вьетнама, которые были успешно реализованы в 2014 году.

Решение задачи освоения и ремонта вертолёта Ка-27 (а затем, и Ка-28) было немыслимо без титанического труда всех рабочих, технологов и, конечно, руководителей. Это Фир Фёдор Николаевич, Шелехов Виктор Александрович, Гончар Владимир Григорьевич, Онышко Андрей Андреевич. Особенно хочется отметить огромную роль и личное участие в освоении сложнейших агрегатов управления вертолёта – РС-60, колонки несущего винта, гидравлических, топливных агрегатов, коллектива цеха № 15 и его начальника Адагамова Александра Мансуровича.

В 2000 году завод берётся за три совершенно новых направления:

– ремонт и модернизацию вертолётов Ми-8МТ для работы в миротворческих миссиях по линии Организации Объединённых Наций (ООН).

– ремонт и модернизацию вертолётов сухопутных войск МО Украины (с сертификацией в МО Украины);

– ремонт и модернизацию вертолётов для авиакомпании «Украинские вертолёты» (с сертификацией в Департаменте воздушного транспорта Украины).

Надо сказать, что огромную часть подготовительной работы по освоению этих направлений с честью выполнили наши инженеры-технологи во главе с начальником техотдела Чучман Раисой Михайловной. Дважды, с целью контроля, к нам на завод приезжали представители Департамента безопасности полётов и Департамента договоров Организации Объединённых Наций, которые в конце концов дали высочайшую оценку качества ремонта. И только благодаря этому заключению, вертолёты, отремонтированные на Севастопольском авиаремонтном предприятии, были допущены для работы по линии ООН в Либерии, Конго, Судане, Гаити и других странах.

Всего же по линии ООН заводом было отремонтировано и модернизировано более 70 вертолётов.

Большую работу в это время также проделали заместитель директора по МТО Стасюк Виктор Иванович и главный экономист Рудченко Владислав Константинович. Завод работал в непростых экономических условиях. Были и сбои с выпуском техники, и задержки зарплаты на месяц, но заводское руководство всегда честно и открыто говорило об этом людям: когда вовремя не перечислял заказчик, когда деньги приходилось направлять на покупку дефицитных запчастей и других непростых моментах. Всегда была на острие атаки и «держала удар» лучший главный бухгалтер в городе Севастополе – Бережная Татьяна Николаевна. В последние 6-8 лет «украинского периода» налоговая инспекция практически не находила на предприятии нарушений финансовой дисциплины.

Отдельно хочется отметить, казалось бы, невидимую работу службы быта. А это им надо было встречать, размещать и кормить прилетающие экипажи строевых частей, чтобы у тех оставалось хорошие впечатления о заводе.

На заводе всегда очень серьёзно и ответственно относились к мобилизационному плану, секретным документам. И в первую очередь, конечно, заведующая СДП Ткаченко Светлана Александровна. За всё время моей работы на заводе не возникло ни одного замечания по режиму учёта и хранения секретных документов!

На предприятии активно функционировала крепкая профсоюзная организация во главе с её бессменным руководителем Зелёнкиным Александром Фёдоровичем, который взял на себя заботу о простых тружениках и ветеранах завода. О таком внимании к людям со стороны профсоюзной организации можно только мечтать. Работники профкома не оставляли без внимания в трудной ситуации ни одного человека на предприятии, они всегда были честны, бескорыстны и твёрдо стояли за коллектив.

Отдельная благодарность работникам станции лётных испытаний: Гаврилюку Александру Николаевичу и Пшеченко Александру Валериевичу. За все годы лётных испытаний на станции не было ни одного происшествия, ни одной поломки. А это, по меркам авиаремонта, вообще – лётный подвиг.

Следует также отметить, что в этот период у завода сложились хорошие, партнёрские отношения и с руководством города, и с руководством Гагаринского района. Портреты передовиков завода всегда были на Доске Почёта Города Севастополя и Доске Почёта Гагаринского района.

Открытие заводской Доски Почета, 2008 год

Завод шефствовал над школой № 54; на всех заводских торжественных мероприятиях преподаватели и ученики школы всегда были главными гостями и участниками.

Подводя итог работе «Вертолётки» в период моего руководства предприятием, 1995-2012 годы, хочу отметить главное: несмотря ни на что, был сохранён сам завод, коллектив специалистов, производственные мощности, территория. Выпуск вертолётов с модернизацией составлял 12-14 машин в год.

Фото 2011 года.
На заводе производится ремонт четырех украинских вертолетов,
а также машин из Пакистана и Йемена

Работали прибыльно, средняя зарплата рабочих увеличивалась в год на 8-9%, и к 2012 году (в переводе на курс к российскому рублю на конец 2017 года) в целом по заводу составляла  25 тысяч рублей. При этом зарплаты рабочих, имеющих 4-й разряд составляла 30-40 тысяч рублей, 5-й разряд – 45-55 тысяч, а высший, 6-й разряд – 55-65 тысяч рублей! Неплохой показатель по сегодняшним городским меркам.

Сейчас много говорится о том, что последние 25 лет в «Вертолётку» не было вложено ни копейки. Это не совсем так. Да, со стороны Правительства и Министерства обороны Украины действительно никаких инвестиций в САП не поступало. Но, тем не менее, за счёт собственных оборотных средств, была проведена газификация завода, построено новое здание для цеха № 14, закуплено порядка 15 автомобилей. Кроме того, были модернизированы запасная и аварийная автономные системы энергоснабжения завода.

В социальном плане – на предприятии функционировали медицинский пункт и зубоврачебный кабинет, причём, бесплатно. Ежегодно завод оплачивал 5-10 путёвок своим работникам в санаториях.

Поэтому скажу честно: мы сохранили для России нашу «Вертолётку» и сохранили очень даже неплохо. Считаю необходимым возродить производственно-ремонтную базу предприятия. Возможно, на новом месте, но в городе Севастополе.

Это должно быть предприятие, нацеленное на выпуск продукции для вертолётной отрасли (серийной) с подразделением, осуществляющем ремонт и сервис вертолётов для Вооружённых Сил России. А вот для этого нужны не слова, а реальная работа руководства завода. Коль уже стали руководить, то делайте! Попробуйте сделать хоть что-то, а то – только слова, обещания, призывы. А дела-то пока не да и реальной программы – тоже.

Хочется верить, что наши усилия не были напрасными».

П. Ф. Воронин

Обсудить
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх