На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

День рождение флотоводца

Наверняка каждый просвещённый человек знает, что Павел Степанович Нахимов – это герой, выдающийся флотоводец-россиянин, талантливый офицер и руководитель, заслуживший чин адмирала.Он демонстрировал отвагу, бесстрашие и мужество не только во время боевых действий, но и в день своей гибели. Он стал предметом подражания для многих офицеров морского флота последующих поколений.

Чем же был знаменит русский адмирал? Почему его имя вошло в историю, как Отец-благодетель русского флота? 

Представляем вашему вниманию самые важные достижения Павла Нахимова, который является одним из самых ярких представителей школы русского военного искусства.

Система взаимоотношений на корабле

Павел Нахимов разработал и ввел новую систему взаимоотношений на корабле между матросами и офицерским составом.

Он был в составе комиссии, которая разрабатывала ряд документов, определяющих поведение экипажа на судне, взаимодействия офицерского состава и матросов. Например, при содействии Павла Степановича создан свод морских сигналов, Морской устав, а также получила толчок для развития тактика ведения морских сражений.

Особо важное место в развитие военно-морского искусства занимает система воспитания, разработанная Нахимовым. В её основу легло глубокое уважение к личности рядового члена экипажа военного судна. Данная система воспитания способствует дисциплинированности и сплочённости экипажа, а также повышению уровня боевой выучки матросов.

Нахимов высоко ценил матросов. Ведь они управляли парусами, наводили орудие на вражеские корабли, вступали в рукопашное сражение при абордаже неприятельских судов. В связи с этим Нахимов запрещал офицерам на своём корабле относиться к подчинённым, как крепостным людям. 

Он считал, что из трёх способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший. 

Указателем системы воспитания стало проявление заботы о подчинённых. Матросы, служившие с Нахимовым на одном корабле, приходили к своему командиру за советом, делились с ним своими делами, заботами. Он помогал им делом и словом, а также требовал от офицеров подобного поведения по отношению к подчинённым. В результате таких действий у подчинённых возникало глубокое уважение к командиру.

Система отношений между офицерами и подчинёнными предусматривает не только заботу командира о матросах, но и требования к рядовому составу. Матросы должны быть дисциплинированными, храбрыми и беспрекословно выполнять приказания командира.

Сражение в Наваринской бухте
 
И. Айвазовский — Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им Н.Г.Кузнецова, С.-Петербург
 
Нахимов перенял основу тактики и стратегии ведения морских сражений от своего учителя и командира – Михаила Петровича Лазарева. Обучение флотоводца и его друзей соратников Корнилова и Истомина велось в боевых условиях.

В 1827 году, когда военный конфликт между Россией и Турцией достиг зенита, состоялось крупное сражение в Наваринской бухте, которое существенно повлияло на ход войны.

Нахимов, будучи в звании лейтенанта, служил на флагманском корабле «Азов». 20 октября 1827 во время Наваринского сражения «Азов» уничтожил 4 боевых судна противника и фрегат, на котором находился командующий турецкого флота. При этом и российский корабль был повреждён, получив 7 пробоин ниже ватерлинии.

Нахимов блестяще проявил себя в этом сражении как офицер корабля (за это ему было присвоено звание капитан-лейтенанта, - прим. редакции). Кроме того, он получил бесценный опыт сражения и пример мужества, отваги, смелости, бесстрашия продемонстрированными командиром «Азова».

За боевые подвиги в сражении линейному кораблю «Азов» впервые в русском флоте был присвоен кормовой Георгиевский флаг.

Синопская битва

И.К. Айвазовский — Синопский бой 18 ноября 1853 года (Ночь после боя). 1853. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Осенью 1853 года Нахимов проявил незаурядные способности в стратегической подготовке к боевым действиям. Он должен был осуществить переброску боевых сил с Севастополя в район Анакрии с целью усилить береговую линию и подготовиться к нападению турецкого флота. Несмотря на плохую погоду на море, переброска войска была успешно проведена за семь дней.

Во время Синопского сражения, состоявшегося 18 ноября 1853, Нахимов осуществил важный тактический приём. Он позволил всем кораблям вражеской эскадры войти в бухту. Затем 4 русских корабля заблокировали вход в бухту, лишив этим маневренности превосходящие силы противника. 

После подхода к Синопской бухте основных сил российского морского флота, Нахимов приказал атаковать врага. Однако в приказе говорилось о том, что в предстоящей битве командиры российских суден могут самостоятельно принимать решения, чтобы выполнить свой долг перед Отечеством.

В этом сражении турецкий флот понёс огромные потери. Русским солдатам удалось взяли в плен Осман-Пашу (командующего турецкой армией, - прим. редакции). После сражения Нахимову было присвоено звание Вице-адмирала.

«Нахимов. Синопская битва».

Оборона Севастополя

Нахимов на бастионах Севастополя

В период обороны Севастополя (1854-1855) от франко-англо-турецкой армии Нахимовым использовано ряд тактико-стратегических приёмов. Во время подготовительных действий, согласно приказу Павла Степановича, не береговой линии, вдоль Севастополя установлены орудия. 

Береговые батареи стали основой защитной линии города. У входа в Севастопольскую бухту было затоплено несколько старых суден. Это было сделано с целью не пустить вражеский флот.

Российские подразделения под командованием Нахимова вели активную оборону. Батареи вели обстрел врага, солдатами и матросами осуществлялись десантные вылазки, велась минная борьба.

Успехи в усовершенствовании военных кораблей

Н.П. Медовиков. П.С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 г. (1952 г.)

Павла Степановича назначили командиром строящегося фрегата «Паллада» (это произошло в конце декабря 1831 года, - прим. редакции). Нахимов следил за строительными работами и вносил усовершенствования. После спуска «Паллады» на воду Нахимов проводил занятия с матросами и офицерами корабля. В результате фрегат стал показательным по взаимодействию команды и функциональным особенностям корабля.

В августе 1833 года фрегат «Паллада» в составе эскадры находился в плаванье Балтийским морем. В ночное время корабли эскадры приблизились к берегу. Над эскадрой нависла опасность – много кораблей могли бы погибнуть, натолкнувшись на прибрежные подводные скалы. 
Однако лишь моряк, дежуривший на фрегате «Паллада», усмотрел проблески мерцающего света, исходящего с Дагерортского маяка. В результате «Палладда» передал предупреждающий сигнал об опасности остальным кораблям эскадры, что спасло их от кораблекрушения.

В 1834 году Нахимова перевели на службу в Черноморский флот. С этого момента Павел Степанович контролировал строительство линкора «Силистрия», внося свои небольшие усовершенствования. После спуска линкора на воду, Нахимова назначили командиром корабля. На «Силистрии», как и на «Палладе», Нахимов проводил занятия с матросами.

В результате «Силистрия» по организации службы, боевой подготовке и маневрированию стал самым образцовым кораблем Черноморского флота. 

Слаженная работа команды и использование боевых преимуществ линкора сказалось в период с 1840 по 1844 года. Тогда экипаж «Силистрии», возглавляемый Нахимовым, проявил себя при проведении десантных операций при захвате Псезуапе и Туапсе, а также при защите Головинского форта.

Сила духа и бесстрашие

Линкор «Силистрия» под командованием Нахимова участвовал в учениях, проходивших в Черном море. Во время учений линкор Нахимова и корабль «Адрианополь» приблизились друг другу. В ходе проведения очередных маневров команда «Адрианополя» допустила ошибку, и столкновение двух кораблей стало неизбежным.

Капитан «Силистрии» приказал матросам переместиться с опасной зоны корабля в безопасное место. Сам же остался на юте линкора. Столкновение судов состоялось, но не нанесло значимых повреждений кораблям. Однако осколки от столкновения судов полетели в сторону Нахимова и лишь случайно не задели его.

По окончании учений у Нахимова спрашивали, почему он не покинул опасное место на корабле перед столкновением судов. Павел Степанович ответил, что такие ситуации – это бесценный опыт и возможность продемонстрировать экипажу присутствие и силу духа военачальника. Этот опыт и демонстрация присутствия духа принесёт пользу для выполнения боевых заданий в будущем.

Образец военной педагогики

Нахимов был смелым человеком и военачальником. Однако нередко его смелость граничила с безрассудством.

…28 июня 1855 года Нахимов в который раз поднялся на Малахов курган, где погибли его друзья – адмиралы Корнилов и Истомин. Высокая фигура в золотых адмиральских эполетах являлась мишенью для неприятельских стрелков. Сколько раз он так рисковал, бывало, матросы, не выдержав, хватали его и уводили.

Некоторые упрекают Нахимова в том, что он искал смерти, появляясь на самых опасных участках с адмиральскими эполетами на плечах. Но Павел Степанович поступал так всегда. Он был уверен: если бойцы увидят, что их командир ничего не боится, то и сами бояться не станут. Это был образец его военной педагогики.

Со стороны неприятеля тут же начался обстрел позиции российской армии (включая наблюдательный пункт, где находился Нахимов). В результате чего адмирал был тяжело ранен в голову (рана оказалась смертельной, - прим. редакции).

После ранения, через несколько дней мучений, Павел Степанович Нахимов скончался…

Смертельное ранение адмирала Нахимова

Смерть Нахимова потрясла всю Россию. Севастополь застонал от душевной боли. Горячо любимые матросы адмирала толпились вокруг гроба целые сутки, целовали руки мертвеца, сменяя друг друга, уходя снова на бастионы и возвращались к гробу, как только их опять отпускали. 
По загорелым щекам моряков текли слезы. Поистине всенародная скорбь покрыла Севастополь. Один из очевидцев писал, что в те времена Россия не знала, что такое демонстрация, даже слово это было нам неведомо, но вот похороны великого русского флотоводца можно было считать одной из первых всенародных демонстраций. 

Тысячи и тысячи солдат, матросов, офицеров, матросок, жителей Корабельной слободки, рыбаков — греков с женами и ребятишками следовали за гробом.

«Ни одни похороны не справлялись в Севастополе так, как похороны Нахимова. Об нем говорили, страдали и плакали не только мы, на холмах, орошенных его кровью, но и везде, во всех удаленных уголках бесконечной России. Вот где его Синопская победа!»

Похороны П.С. Нахимова. Литография с рисунка Н. Берга

Незадолго перед смертью Нахимов написал завещание офицерам Русского флота:

«Чем больше нас здесь останется, тем больше будет слава Севастополя. И скажут русские люди: на что же мы способны, ежели вся Европа одного города у горсти наших воинов не смогла взять?».

Немаловажный факт: когда скончался Нахимов, все неприятельские орудия смолкли, и на некоторое время прекратился весь огонь по Севастополю, в знак скорби по герою Синопа, которого почитал весь мир.

Крымский историк В. П. Дюличев такими словами описывает похороны Нахимова:

...Грянула военная музыка полный поход, грянули прощальные салюты пушек, корабли приспустили флаги до середины мачт. И вдруг кто-то заметил: флаги ползут и на кораблях противников! А другой, выхватив подзорную трубу из рук замешкавшегося матроса, увидел: офицеры-англичане, сбившись в кучу на палубе, сняли фуражки, склонили головы…

Из книги «Смерть Нахимова»:

«Твердыня, за которую Нахимов отдал жизнь, не только стоила врагам непредвиденных ими ужасающих жертв, но своим, почти год длившимся, отчаянным сопротивлением, которого решительно никто не ожидал ни в Европе, ни у нас, совсем изменила все былое умонастроение неприятельской коалиции, заставила Наполеона III немедленно после войны искать дружбы с Россией, принудила враждебных дипломатов, к величайшему их раздражению и разочарованию, отказаться от самых существенных требований и претензий, фактически свела к ничтожному минимуму русские потери при заключении мира и высоко вознесла моральный престиж русского народа. Это историческое значение Севастополя с несомненностью стало определяться уже тогда, когда Нахимов, покрытый славой, лег в могилу»

Эпилог

Трудно выразить словами, какое значение имеет для потомков славная жизнь и смерть Адмирала Нахимова. Легче это объяснить на конкретном примере. 

В 1942 году, когда враги снова штурмовали Севастополь, один снаряд попал в музей и в клочья разорвал мундир Павла Степановича. Тогда моряки разобрали эти тряпицы и, прикрепив их к бушлатам, со словами «мы нахимовские» пошли в последний бой...

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх