На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Куда тратятся деньги севастопольского здравоохранения?

Проблемы здравоохранения в Севастополе продолжают приковывать к себе все большее и большее внимание жителей города. Наверное это потому, что в этой социальной сфере далеко не все благополучно, а точнее – совсем неблагополучно. И никакие яркие доклады и рапорты местному руководству и федеральным чиновникам не смогут, в конечном итоге, сдержать социальный взрыв, который неизбежно произойдет, если все оставить так, как это происходит сегодня. Но этого не хочет большинство людей и поэтому на "ИНФОРМЕРе" снова призываем обратить внимание на вопиющие факты уничтожения государственного сектора здравоохранения в Севастополе.

Обратимся к сайту правительства Севастополя и сайту территориального фонда обязательного медицинского страхования (в народе принято называть просто ОМС), на которых опубликованы 2 интересных постановления. Это постановление Правительства Севастополя №1302-ПП от 29 декабря 2016 года, утверждающее территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе и постановлениеПравительства Севастополя №392-ПП от 18 мая 2017 года, утверждающее ряд интересных изменений в программу госгарантий (о которых мы поговорим ниже).

Согласно первому постановлению, стоимость (или общий бюджет) программы госгарантий составляет на 2017 год 4,90 млрд. рублей, из которых 3,37 млрд. – средства ОМС (главного плательщика в здравоохранении). Заметим, что в сравнении с 2015 годом стоимость программы выросла всего на 7% (4,90 млрд и 4,56 млрд. рублей соответственно), хотя численность населения увеличилась даже по официальным данным более чем на 10%.

Из денег ОМС – 59 млн. рублей (почти 2%) приходится на содержание самого фонда ОМС и примерно еще столько же – на содержание страховых компаний. Куда же расходуются эти 59 млн. в самом фонде. Из отчетов его директора становится понятным, что львиную долю этих средств занимает фонд оплаты труда! То есть ориентировочная средняя заработная плата сотрудников территориального фонда ОМС сегодня равна 70 тысячам рублей. И это на фоне снижения средней заработка врачей за последние 9 месяцев до 30 тысяч, а медицинских сестер – до 15 тысяч рублей. Неудивительно, что, посмотрев подобные цифры в публичном доступе, врачи и средний медперсонал убегают из поликлиник, центра скорой медицинской помощи, детской больницы и других важных для города медицинских учреждений. Только куда бегут врачи и медсестры? Ответ достаточно прост. Им с радостью находят приют ни где-нибудь, а в частных медицинских центрах, количество которых с момента вступления в Россию выросло почти в 2 раза и сегодня их в городе насчитывается около 300.

Возникает вопрос, при относительно постоянной численности населения Севастополя, каким образом эти частные клиники могут зарабатывать большие деньги и платить высокие зарплаты медицинским работникам? И здесь существует два пути. Первый путь активно использовался в городе до вступления в Россию. Пришел пациент к доктору, а доктор и говорит: «у нас ничего нет, поэтому я вас приму, но только в частной клинике». Переходит пациент через дорогу, оплачивает из своего кармана медицинские услуги, проходит в кабинет, открывает дверь и ???? Удивлению нет предела – там сидит тот же врач, но уже в другом (белоснежном и дорогом халате) и конечно же с улыбкой на лице. Подобная практика, к сожалению, была во всех больницах и поликлиниках, но в течение 2014 и 2015 гг. она была практически полностью искоренена прежним руководством отрасли. К сожалению, за последние 9 месяцев, она стала возвращаться и, как это ни грустно констатировать, стала нормой для большинства больниц и поликлиник.

Второй путь – более изощренный. Согласно российскому законодательству, в оказании медицинской помощи по программе госгарантий могут участвовать не только государственные, но и ЧАСТНЫЕ медицинские учреждения.

Плохо это или хорошо?

Для частных клиник конечно же хорошо – ведь они получают гарантированный доход в виде стабильно оплачиваемых объемов медицинской помощи. Для пациента вроде бы тоже – ведь, казалось бы, программа гарантирует «бесплатность» для него медицинской помощи как в государственной больнице и поликлинике, так и в частном центре. А как для самого государственного здравоохранения – вот здесь нужно хорошо задуматься. Когда его нет или почти нет, то частные медицинские клиники - это выход из положения. Ну а когда оно есть и требует пристального внимания и развития? Вот здесь и возникает коллизия – опытному руководителю отрасли нужно очень взвешенно подойти к распределению объемов между государственным и частным сектором, чтобы в конечном итоге государственное здравоохранение не перестало существовать вообще. Известен печальный пример в этой области. В сентябре 2015 году активисты Общероссийского Народного Фронта на форуме «За качественную и доступную медицину» озвучили Президенту страны В.В. Путину катастрофическую ситуацию с лабораторной службой в Еврейской автономной области, где региональный минздрав вместе с территориальным фондом передали всю лабораторную диагностику в частные медицинские центры. Очень быстро закрылись все государственные лаборатории, а частники после этого резко уронили качество исследований и подняли цены на анализы до уровня, когда государственные больницы и поликлиники просто не смогли оплачивать эти услуги. И вся область, в конечном итоге, осталась без бесплатной лабораторной диагностики! На этом же форуме Президент страны дал поручение правоохранительным и надзорным органам строго разобраться и наказать виновных в подобном произволе «чтобы деньги не тырили у народа из кармана». Крылатым стало Поручение Президента России федеральным и региональным органам управления здравоохранением – «не может быть ничего такого уничтожено в системе здравоохранения, что является обязательным для оказания бесплатной медицинской помощи, которая предусмотрена Конституцией Российской Федерации».

Как же поступает новое руководство департамента здравоохранения и территориального фонда ОМС? Ответ правильный – с точностью наоборот.

Мы уже неоднократно писали о том, что Г-жой Емельяненко О.А. управляют хозяева частного медицинского и фармацевтического бизнеса, которые заинтересованы не в развитии, а, наоборот, в уничтожении государственного здравоохранения и государственной фармации. Именно этим можно объяснить полный паралич бесперебойно работавшей до ее прихода системы лекарственного обеспечения льготников. Правоохранительные и надзорные органы завалены жалобами пациентов, когда больным после пересадки органов не выдают необходимые препараты и начинается отторжение органа, когда онкологическому больному не выдают необходимые лекарства, либо дают такую дешевку, что от нее больше осложнений, чем пользы, когда больному диабетом не выдают вовремя инсулин. Какое решение принимает пациент? Ответ совершенно правильный – он бежит в частную аптеку и покупает дорогое лекарство ЗА СВОИ ДЕНЬГИ! Именно прямым интересом настоящих хозяев здравоохранения города можно объяснить полный паралич работы государственных поликлиник и больниц. Ведь если там нет врачей и в них не могут оказать необходимую помощь – куда идет больной? Ответ тоже правильный – в частный медицинский центр. И на фоне такой ужасающей катастрофы Г-жа Емельяненко О.А. отчитывается Министру здравоохранения Скворцовой В.И. об успешной реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника». Он действительно успешно реализован, но не в Севастополе, а в Ярославле. Приведем только несколько ключевых показателей проекта, которых якобы «добилась» Г-жа Емельяненко: время от момента обращения больного в регистратуру до завершения приема врача – 43 МИНУТЫ; время, потраченное на запись по телефону – 5 МИНУТ; время ожидания выписки льготного рецепта – 5 МИНУТ; время на получение лекарств льготником от момента получения рецепта – 49 МИНУТ. Смешно, не правда ли? И это откровенное вранье озвучивается руководству и надзорным органам. Именно нежеланием развивать государственный сектор здравоохранения можно объяснить полное сворачивание программы компенсации переезда и строительства жилья для приезжих врачей и фельдшеров из материковой России. Именно этим можно объяснить тот факт, что даже предусмотренные губернатором Севастополя ежемесячные доплаты участковым терапевтам не могут быть получены, потому, что г-жа Емельяненко О.А. утвердила такие условия получения доплаты, что для того, чтобы их выполнить бедному врачу нужно работать более чем 24 часа в сутки. И это при укомплектованности участковыми терапевтами менее 60%! Да им доплачивать нужно только за то, что каждый из них вынуждены работать за двоих!

Но самое главное – впереди. Выглядит это просто кощунственно. Давайте снова обратимся к программе государственных гарантий 2015-го года (когда остро не хватало, врачей, не было ремонтов, еще не поступило новое оборудование). Среди 20 медицинских учреждений, участвующих в освоении 3,17 млрд. рублей из средств обязательного медицинского страхования 16 (80%) являлись государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Севастополя, 2 (10%)– частными медицинскими центрами (из которых один – это крайне важный для города центр гемодиализа), 1 – ведомственным и 1 учреждение находилось в подчинении республики Крым. Что же у нас произошло в 2017 году под руководством Емельяненко?

Число медицинских учреждений, претендующих на 3,37 млрд. рублей из средств обязательного медицинского страхования, на 1 января 2017 года было равным уже 32. Из них государственных бюджетных медицинских учреждений Севастополя – всего 16 (50%), а частников – 8 (25%). Но самое интересное еще впереди. В упомянутом выше Постановлении Правительства Севастополя №392-ПП от 18 мая 2017 года (проект которого подготовила Г-жа Емельяненко), число медицинских учреждений, осваивающих средства ОМС, было увеличено до 34, но не за счет государственных учреждений Севастополя, а ЗА СЧЕТ ЕЩЕ ДВУХ ЧАСТНИКОВ!

Таким образом, доля государственных медицинских учреждений Севастополя (после проведенных ремонтов, поставленных почти 2 тысяч единиц новейшего оборудования, зарегистрированного притока кадров на 1 сентября 2016 года) снизилась до 47% (МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ), а доля частников увеличилась почти до 30% (в 3 раза больше по сравнению с 2015 годом). При этом в 20015 году 16 государственных медицинских организаций Севастополя вполне успешно справились с территориальной программой ОМС (письмо Министра здравоохранения от 28 июня 2016 № 11-9/10/1-3419 «Доклад о реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в 2015 году»). Интересно, что в составе частных медицинских центров, успешно «осваивающих» страховые деньги, находится не без известная в Севастополе частная клиника «ООО Генезис», которая в 2014 году располагалась на территории городской больницы №5. Именно в этой клинике в 2014 году прежним руководством отрасли была обнаружена гуманитарная помощь, предназначенная для государственных медицинских учреждений города. Именно по результатам проверки был уволен главный врач городской больницы №5 (акт проверки находится в приложении). Но сегодня у этой клиники – второе рождение в Севастополе. Вот так Г-жа Емельяненко «выполняет» поручение, данное президентом нашей страны.

Но дальше следует самое интересное...

Понимая, что рано или поздно тайное станет явным, Г-жа Емельяненко вместе с руководством фонда начинают передавать большие объемы медицинской помощи частным медицинским центрам. Так от городских больниц №1 и №2 открепляют почти 16 000 взрослых и 4 000 детей и «передают» их частной клинике «Клиника Медекс Севастополь» по адресу ул. Хрусталева, 84 (см. Приказ Департамента здравоохранения №318 от 29 марта 2017 года в приложении). Категорически не согласная с этим руководитель детской поликлиники №1 по адресу ул. Ленина, 20 Череватая Е.П. была тут же уволена по распоряжению Г-жи Емельяненко. Жестко, но эффективно.

Вопрос – для кого?

Конечно же для частного бизнеса и его хозяев, но только не для самих людей. И сделано было это (перекрепление людей к частникам) с нарушением двух федеральных законов (323-ФЗ и 326-ФЗ), согласно которым предварительно необходимо было получить письменное согласие у всех перекрепленных, которого, естественно, никто к 28 марта 2017 года не получал. Что значит перекрепление? Это, прежде всего, означает перечисление денег за прикрепленное население в частную клинику Медекс. И не как нибудь, а АВАНСОМ, то есть независимо от того, приходил ли туда вообще больной или нет. А дальше – дело за малым. Это приписки. Что может быть проще врачу частной клиники зафиксировать «приход» пациента на прием, который даже и не подозревает о том, что его «внимательно посмотрели». Кстати многие перекрепленные, проживающие по указанным в приказе адресам могут легко это проверить – достаточно только попросить свою амбулаторную карту и посмотреть какие «осмотры» и «обследования» они прошли. Второе, это неизбежное сокращение ставок врачей в больницах и поликлиниках, у которых этих больных «забрали», так как ставки эти жестко привязаны к численности прикрепленного населения. И так далее, вплоть до полного закрытия отделений и даже целых поликлиник. И это уже произошло в поликлиниках городской больницы №2, под угрозой закрытия находится второй родильный дом на стрелке. Говорят, что уже согласована передача частникам центра планирования семьи на ул. Советская.

Кроме перекрепления населения Г-жа Емельяненко, как председатель комиссии по разработке территориальной программы государственных гарантий, легко передает частникам и все дорогостоящие виды медицинской помощи в офтальмологии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии и др. А это уже совершенно другие средства. Как думает читатель, выгодно ли после этого высококвалифицированным специалистам работать в государственном учреждении. И снова ответ прост – конечно нет!

Впоне логично, что следующий шаг Г-жи Емельяненко должен будет сделать процесс передачи объемов медицинской помощи частникам и развал государственного сектора здравоохранения необратимым. И этот процесс уже запущен. Схема его достаточно простая – с ней медики и пациенты хорошо познакомились еще в период нахождения в Украине. Первое, это увольнение опытных специалистов, либо по принуждению, либо потому, что заработная плата поставила их на грань выживания. Дальнейшее развитие событий не заставляет себя ждать. Начинает простаивать оборудование, пустуют площади. В последующем делается вывод о том, что это оборудование не нужно было закупать, а площади такие большие не нужны. Оборудование списывается (а по факту передается частникам), а площади отчуждаются. Пример такого чудовищного процесса показан в приложении, когда городская больница №5 чуть не лишилась помещения в 700 квадратных метров (к счастью процесс был вовремя остановлен). Но ранее у нее все-таки забрали почти 10Га земли под застройку жилых домов, а потом еще 1 Га, где частный центр Бонус даже успел вырыть котлован под свою очередную клинику (в то время как Правительство города в течение двух лет ищет подходящую площадку под строительство новых объектов здравоохранения). О том, что этот процесс запущен свидетельствуют результаты проверки эффективности программы модернизации здравоохранения Севастополя контрольно-счетной палатой Севастополя, для которой Г-жа Емельяненко и ее верные подчиненные подготовили интересные «пояснения» о том, что якобы не нужно было покупать хирургические лазеры для офтальмологии и городскую больницу №5, а также 38 серверов в медучреждения города (см. Форпост от 20 июня 2017г. «По словам Кокаревой, КСП установила нецелевое использование 15,5 миллиона рублей, в том числе на покупку хирургических лазеров для «Центра охраны здоровья матери и ребёнка», не пригодных для оказания помощи детям, и на покупку 38 серверов для медорганизаций – вместо предусмотренного программой улучшения здравоохранения в Севастополе одного сервера для ГБУ «Медицинский информационно–аналитический центр».)

Знает ли при этом Г-жа Емельненко и ее подчиненные о том, что лазеры простаивают только потому, что из городской больницы №5 уволились все оперирующие офтальмохирурги, а также о том, что заявка на закупку формировалась главными специалистами здравоохранения Севастополя, согласовывались с главными специалистами и профильными Департаментами Министерства Здравоохранения России и утверждалась в виде приложения Постановлением Правительства Севастополя? Наверно нет, либо может Г-жа Емельяненко усомнилась в компетентности главных специалистов Министерства Здравоохранения? Знает ли также Г-жа Емельяненко то, что специальность офтальмология не делится на взрослую и детскую, о том, что для закупленных лазеров не определен верхний и нижний возрастной лимит для применения? Наверно, нет, да и не это главное. То же самое касается информационных технологий. На весь раздел информатизации здравоохранения в программе было выделено около 90 млн. рублей. Все закупки до мелочей были определены совместно с Департаментом информационным технологий минздрава России.

Что же подразумевается в предложении о том, что можно было обойтись одним сервером. На профессиональном языке это называется единым центром обработки данных (или системой хранения данных), сокращенно - ЦОД, стоимость которого более 200 млн. рублей. Кроме того, при появлении сбоя в этом ЦОД останавливается жизнедеятельность сразу всех медицинских учреждений, включая ФИНАНСИРОВАНИЕ! Это не говоря уже о том, что существующая скорость передачи данных по кабелям, которые подведены к объектам здравоохранения невысокая и при наличии одного ЦОД скорость работы информационных систем снизилась бы в несколько раз. Говоря проще, если сегодня на выписку рецепта тратят 10 минут, то стали бы тратить полчаса и более. Но главное, это вбросить информацию. А что за этим последует. Ответ правильный - оборудование спишут, как не нужное (а по факту передадут частникам). А в части информатизации новый руководитель попросит 200 млн. на никому не нужный центр обработки данных (и это вместо того, чтобы проводить ремонты в медицинских учреждениях). Подтверждением этому является то, что число частных клиник, выполняющих офтальмологические операции увеличилось до 4-х, а акушерско-гинекологические вмешательства – почти в 2 раза.

См. Приложение по ссылкам: документ 1,   документ 2,   документ 3

Итак, подведем некоторые итоги. В городе Севастополе поставленная на должность хозяевами медицинского и фармацевтического частного бизнеса Г-жа Емельяненко целенаправленно проводит политику планомерного сокращения объемов медицинской помощи и площадей в государственном секторе. Через увольнение несогласных руководителей, высококвалифицированных кадров, списание оборудование, постепенное отчуждение площадей врио директора департамента формирует искусственный дефицит специалистов и инфраструктуры, что в недалеком будущем не позволит вернуть эти объемы в государственные больницы и поликлиники. Не подконтрольные департаменту частные медицинские центры в ближайшем будущем почувствуют свою полную независимость и, в конечном, итоге потребуют финансирования, значительно большего, чем предусматривает территориальная программа обязательного медицинского страхования, так как основной целью частников является не лечение людей, а извлечение прибыли. Разваленная инфраструктура и отсутствие медицинских кадров в конечном итоге заставят руководство отраслью согласиться с новыми тарифами частников, а это означает только одно – существенное ограничение объемов медицинской помощи в государственном секторе здравоохранения, то есть гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан в области охраны здоровья.

Прокуратуре «на заметку»

Саня Злой

Обсудить
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх