На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Информер

289 подписчиков

Выдающиеся земляки

 

15 марта (по старому стилю) 1880 года в Севастополе родился Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель-юморист, драматург, театральный критик, редактор известного дореволюционного сатирического журнала «Сатирикон» (с 1914 года – «Новый Сатирикон»).Почти во всех источниках, связанных с жизнью и творчеством А.Т.Аверченко, годом его рождения приводится 1881. Хотя сам Аркадий Тимофеевич в разных анкетах и биографиях записывал годом своего рождения то 1881, то 1882, а то и 1883! Шутить, как говорится – так шутить!Однако в Севастопольском городском государственном архиве сохранилась «Книга записи актов гражданского состояния церквей за 1880г.», в которой под № 16 сделана запись о рождении 15 марта 1880 г. «…отрока Аркадия…», родителями которого являлись «…Севастопольской 2-й гильдии купец Тимофей Петрович Аверченко и законная его жена Сусанна Павловна (в девичестве Софронова); оба православные…». Из той же записи следует, что крестили «отрока Аркадия» в Петропавловской церкви.

Улица, на которой жила семья А.Аверченко в Севастополе, называлась Ремесленная и находилась она на склоне Одесского оврага, который в 50-х годах 20-го столетия был засыпан и на его месте был заложен Комсомольский парк и сквер, а ныне – Детский парк.

Овраг этот в местной топонимике именовали ещё Городским, Центральным или Артиллерийским.По дну оврага протекала небольшая речка, скорее даже ручей, который во время реконструкции оврага упрятали в прямоугольный бетонный короб, выходящий в море как раз в том месте, где в Артиллерийской бухте швартуются паромы на Северную сторону.И многие севастопольцы помнят танцплощадку «Ивушка», расположенную напротив нынешнего ГУМа (бывшего «дома Анненкова», бывшего «Военторга»), получившую своё название из-за огромной ивы (увы, но её спилили), корни которой питались в почве вдоль ручья Одесского оврага, своим финальным изгибом здесь «выкручивающегося» в море.

Впрочем, мы немного отвлеклись…

Талант А.Т. Аверченко, заслуженно отмеченный в дореволюционной России читающей публикой присвоением ему своеобразного неофициального титула «Короля смеха», складывался из парадоксальной творческой и трагической судьбы.

А.Аверченко не имел никакого законченного систематического образования. Включая и начальное. Точнее, имел полное отсутствие такового! И в этом смысле А.Аверченко является абсолютным литературным самородком.

Семья была большая – у Аркадия Тимофеевича были ещё 6 сестёр и 2 брата.

К сожалению, братья умерли ещё в младенчестве.

В своей «Автобиографии» А.Аверченко шутливо записал: «…желания учиться я не имел, а потому прикидывался больным и слабым…». Вот поэтому гимназию он не посещал, а его обучением в домашних условиях занимались старшие сёстры. Как результат – всё его образование в дальнейшем уместилось лишь в два класса городского реального училища.

Впрочем, за той высказанной шуткой скрывалась тяжёлая правда жизни – у А.Аверченко были серьёзные проблемы со зрением после травмы глаза, и ему было физически тяжело много читать.

Отец А.Аверченко владел небольшим магазином, но вскоре разорился, и семья попала в тяжёлое материальное положение.

В 1896 году по ходатайству отца, в возрасте 15 лет, его берут на работу на должность младшего писаря транспортной конторы. А уже через год он уезжает из Севастополя, о чём пишет в своей «Автобиографии» так:

«Шестнадцати лет я расстался со своей сонной транспортной конторой и уехал из Севастополя на какие-то каменноугольные рудники... Будучи застенчивым мальчишкой, попал на Брянский каменноугольный рудник (около Луганска) писцом и служил в ужасной, кошмарной обстановке безвыходной ямы три года. Это был самый грязный и глухой рудник в свете... Когда правление рудников было переведено в Харьков, туда забрали и меня, и я ожил душой и окреп телом».

В Харькове и состоялся его литературный дебют: 31 октября 1903 года местная газета «Южный край» поместила первый рассказ А.Аверченко: «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Русский писатель-юморист, драматург, театральный критик,

редактор известного дореволюционного сатирического журнала «Сатирикон»

Аркадий Тимофеевич Аверченко

С 1906 года А.Аверченко фактически прекращает службу и с головой уходит в литературу. Причём «с головой» – эта даже не гипербола. В Харькове он ОДИН(!) редактирует два сатирических журналы «Штык» и «Меч», в которых часто выступает единственным автором всего номера: публикует свои материалы в разных рубриках под разными и многочисленными псевдонимами, сам рисует карикатуры и шаржи.

Всероссийская же слава «Короля смеха» приходит к Аверченко в Санкт-Петербурге, где с 1907 года он трудится в качестве секретаря редакции сатирического журнала «Стрекоза», который с 1 апреля 1908 года преобразуется в новый еженедельный журнал «Сатирикон».

Первым главным редактором журнала был художник Алексей Александрович Радаков, но уже с девятого номера этот пост перешёл к писателю-юмористу и постоянному автору журнала – Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

Журнал «Сатирикон» был очень популярным и значимым фактом культурной жизни России. На страницах журнала печатались известные в то время журналисты, сатирики и писатели, а именно: О.Дымов, В.Азов, Теффи (Н.А.Лохвицкая), В.Князев, Саша Чёрный, А. Бухов, Л. Андреев, А.Толстой, В.Маяковский, А.Грин, А.Куприн, Н.Гумилёви т. д. С иллюстрациями выступали такие выдающиеся русские художники, как Б.Кустодиев, И.Билибин, А.Бенуа. За очень короткий срок – с 1908 по 1918 год – журнал «Сатирикон» (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в её истории эпоху.

И всё это время Главным редактором журнала был наш земляк, Аркадий Тимофеевич Аверченко, сам писавший блестящие юмористические рассказы, по мотивам которых ставились пьесы во многих театрах Российской Империи. Кроме того, он писал также и многочисленные тонкие и умные театральные рецензии под различными псевдонимами: Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

Обложка одного из номеров журнала «Сатирикон»

В 1931 году, уже в эмиграции, поэт Саша Чёрный посвятил тем годам, наполненным искромётным юмором, дружеской атмосферой и жаждой творчества такие строки:

«…Над Фонтанкой сизо-серой В старом добром Петербурге В низких комнатках уютных Расцветал «Сатирикон». За окном пестрели барки С белоствольными дровами, А напротив Двор Апраксин Впился охрой в небосклон.

В низких комнатках уютных

Было шумно и привольно...

Сумасбродные рисунки

Разлеглись по всем столам...».

Как вспоминал позже Корней Чуковский«Атмосфера доброжелательности, которую сумел создать Аверченко в журнале, общие интересы сплачивали коллектив. Сотрудники «Сатирикона», молодого журнала, одно время были неразлучны друг с другом и всюду ходили гурьбой. Завидев одного, можно было заранее сказать, что сейчас увидишь остальных. Впереди выступал круглолицый Аркадий Аверченко, крупный, дородный мужчина, очень плодовитый писатель, неистощимый остряк, заполнявший своей юмористикой чуть не половину журнала.

Рядом шагал Радаков, художник, хохотун и богема, живописно лохматый, с широкими пушистыми баками, похожими на петушиные перья. Туг же бросалась в глаза длинная фигура поэта Потемкина, и над всеми возвышался Ре-Ми (или попросту Ремизов), замечательный карикатурист, с милым, нелепым, курносым лицом…».

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы не концентрировались исключительно на обличении лиц «высокопоставленных». Потому что глупость везде остаётся глупостью, пошлость – пошлостью: хоть на великосветском балу, хоть в конуре дворника.

«Сатирикон» стремился показать ВООБЩЕ человеку такие ситуации, когда он бывает смешон вне акцентирования внимания на его социальном или финансовом статусе. Где объект юмора или сатиры – это просто обычный обыватель, человек из толпы. Это была своеобразная, если можно так выразиться, «лирическая сатира». Некая даже самоирония. Что разительно отличало «Сатирикон» от всех остальных сатирических и юмористических изданий в России того времени. И великолепным мастером именно такой «лирической сатиры» был А.Т. Аверченко.

В период с 1910 по 1912 годы Аркадий Аверченко заявил о себе и как о замечательном и самобытном писателе. В 1910 году выходят в свет три его книги, фактически сделавшие его известным всей читающей России: «Весёлые устрицы», «Рассказы (юмористические)» и «Зайчики на стене». А опубликованные в 1912 году книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих» безоговорочно способствовали «титулованию» их автора «Королём смеха».Следующие пять лет лучший юморист России, если можно так выразиться, добавлял себе славы, принимая участие в театральных постановках, редактируя любимый читателями России всех возрастов журнал, да и сам создавал маленькие юмористические шедевры.Аверченко прекрасно ощущал разницу между поверхностным зубоскальством, примитивным юмором положений «ниже пояса» или так называемым «юмором для дураков», и юмором, связанным с проникновением в глубину явлений, с познанием человеческого характера, с анализом нравственной позиции героя. В рассказах Аверченко воображение читателя поражает необыкновенное знание им жизни и человеческой природы. Среди его персонажей люди самых разных профессий, социальной и национальной принадлежности. И каждый герой в произведениях А.Аверченко живет своей жизнью, проявляет свой индивидуальный характер, обрисованный автором лаконично, точно, правдиво и, словно, зримо! Будто не читаешь, а смотришь кино!

Писательница Тэффи высказывала свою точку зрения на творчество А.Аверченко так: «Он не Твен и не Чехов. Он русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы. Место его в русской литературе своё собственное…».

В.В.Маяковский в одном из своих стихотворений упомянул А. Аверченко следующим образом:

«…А там, где кончается звездочки точка,

месяц улыбается и заверчен, как

будто на небе строчка

из Аверченко…».

И так далее… Одно несомненно, Аркадий Аверченко – это самобытное и очень крупное явление в русской литературе. Он создал свой жанр.

Октябрьскую революцию А.Т.Аверченко не принял. В апреле 1919 года он возвращается в Севастополь. Всё своё время отдаёт работе в редакции журнала и театральной деятельности. Много выступает как чтец, конферансье, артист. Заведует литературной частью театра-кабаре «Дом Артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 года. Кстати, одной из первых постановок театра стала новая пьеса А. Аверченко под названием «Лекарство от глупости», в которой он сам выступал и в качестве актёра.

В апреле 1920 года в Севастополе открылся еще один театр с романтическим названием «Гнездо перелётных птиц». Уже позже этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», станет самым известным в эмигрантской среде за пределами России. Современники писателя о театральных вечерах в Севастополе оставили любопытное воспоминание: «Открывал вечер обычно сам Аверченко, и из-за него, собственно, и ходили люди в театр по вечерам».

В ноябре 1920 года вместе с частями Русской Армии под командованием барона П.Н.Врангеля А.Т.Аверченко покидает Родину. Он покидал родной Севастополь широко известным, но ставшим ненужным России писателем. И такие родные для него по прошедшему здесь детству изрезанные берега севастопольских бухт стали для А.Аверченко последней полоской родной земли, на которые от жадно смотрел с борта парохода со щемящим и рвущим на части душу чувством расставания с навсегда разрушенным и привычным укладом жизни… «Король смеха» плакал душой…

Перед самым отъездом из Севастополя за рубеж А. Аверченко успел издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила». Причём, не только эта, но и три последующие книги явились, собственно, антологиями его рассказов, анекдотов и фельетонов, которые публиковались в севастопольских газетах «Юг» и «Юг России» в период нахождения в Крыму «белых» армий барона Врангеля. Книга же «Кипящий котёл» о событиях Гражданской войны на полуострове была исключительно севастопольской.

«Дети», «Смешное в страшном», «Отдых на крапиве», «Записки циника», «Рай на земле» – эти и другие новые книги писателя выходят в Берлине, Константинополе, Праге, Париже, Варшаве, Загребе.

В 1921 году в Париже издаётся сборник памфлетов А.Аверченко под названием «Дюжина ножей в спину революции». Автора которой В.И.Ленин в статье «Талантливая книжка», опубликованной в газете «Правда», называет: «…озлобленным до умопомрачения белогвардейцем…», но тут же уточняет: «Некоторые рассказы, по-моему, заслуживают перепечатки. Талант надо поощрять».

А.Т.Аверченко не был белогвардейцем, а был замечательным русским писателе, драматургом и сатириком, далёким от политики. Как, впрочем, и вождь мирового пролетариата В.И Ульянов-Ленин никогда не трудился пролетарием на заводе или на фабрике.

И чего совершенно нельзя отнять у Аверченко, так это его огромный талант, трудолюбие и титаническую работоспособность.

Несколько тысяч рассказов, фельетонов, пьес, рецензий на спектакли, стихотворений, юморесок, — это главный итог творчества писателя. Кроме того не следует забывать, что за десять лет его активной литературной жизни вышло более пятисот номеров журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»…

Из Константинополя через Софию и Белград Аверченко перебирается в Прагу. В Чехии он пользуется широкой известностью – его многочисленные рассказы переводятся на чешский язык.

Однако разрыв с Родиной А.Аверченко переживал очень тяжело и эмоционально, что нашло отражение, например, в его рассказе «Трагедия русского писателя».

В феврале 1925 году ему делают операцию по удалению одного глаза. После операции А.Аверченко тяжело заболевает. Ухудшение здоровья происходит стремительно – 12 марта 1925 года Аркадий Тимофеевич Аверченко скончался в Пражской городской больнице. Похоронен в Праге на Ольшанском кладбище.

Как-то А.Аверченко написал такие строки: «Жизнь посылает нам удивительные хитросплетения и устраивает самые замысловатые комбинации».

Читайте же и перечитывайте севастопольца Аркадия Тимофеевича Аверченко, и вы откроете для себя много удивительного, замысловатого, юмористичного и душевного!

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх